СПРАВКА об исполнении п. 10 Плана работы прокуратуры Приволжского района на I полугодие 2019 г

Прокурору Приволжского района

старшему советнику юстиции

Литвинову А.С.
СПРАВКА
об исполнении п. 10 Плана
работы прокуратуры Приволжского района
на I полугодие 2019 г.

Прокуратурой Приволжского района во исполнение п. 10 Плана работы прокуратуры Приволжского района на I полугодие 2019 г. проведена проверка исполнения законодательства о профилактике правонарушений несовершеннолетних, противодействии распространению криминальной субкультуры среди молодежи, вовлечению их в деструктивные движения.
В целях профилактики правонарушений несовершеннолетних, недопущения пропаганды криминальной субкультуры и вовлечения в нее несовершеннолетних управлением образования, молодежной политики и спорта администрации МО «Приволжский район» разработана районная комплексно-целевая программа по воспитательной работе «Я-лидер!», которая опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития Российской Федерации.
В основу программы заложены военно-патриотическое направление, гражданская активность, личностное развитие и информационно-медийное направление.
По требованию прокуратуры района, изложенному в представлении от 27.02.2018, управлением разработана программа по формированию законопослушного поведения обучающихся в муниципальных образовательных организациях Приволжского района на 2018 – 2020 годы.
В рамках данной программы осуществляется учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия, организация пропаганды здорового образа жизни, повышение компетентности педагогических работников по приоритетным вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация и проведение мероприятий, способствующих всестороннему развитию детей, внедрение в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.
Мероприятия, направленные на профилактику правонарушений несовершеннолетних реализовывается и в рамках программы «Развитие образования, молодежной политики и спорта Приволжского района на 2018-2020 годы», в рамках которой проводятся мероприятия по работе с молодежью, по выявлению и развитию одаренных детей, по обеспечению социализации учащихся, организации отдыха и занятости детей, трудоустройству несовершеннолетних в свободное от учебы время, а также организация спортивно-массовых мероприятий.
Всего в 2018 году администрацией МО «Приволжский район» на реализацию указанных мероприятий потрачено 4 063 000 руб., на 2019 год предусмотрено финансирование указанных мероприятий в размере 3 439 000 руб. В соответствии с требованиями ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2018 года поведена оценка эффективности программы. Фактов нецелевого использования денежных средств не установлено.
Кроме того, в Приволжском районе действует муниципальная программа «Обеспечение общественной безопасности в Приволжском районе на 2018-2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи», в рамках которой совместно с сотрудниками ОПДН ОМВД России по Приволжскому району с несовершеннолетними и их законными представителями проводятся встречи-тренинги по профилактике совершения правонарушений, проводятся рейды по местам массового отдыха молодежи с целью выявления несовершеннолетних, находящихся в увеселительных заведениях в ночное время, осуществляется работа по выявлению и проведению профилактических мероприятий с несовершеннолетними, группировками антиобщественной направленности, неблагополучными семьями, состоящими на профилактических учетах, мероприятия которой рассчитаны до 2020 года.
Так, в 2018 году администрацией МО «Приволжский район» проведено 1 бесед с законными представителями несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете по темам «Толерантность и межнациональные отношения», «Как предотвратить насилие и жестокость», «Что способствует совершению несовершеннолетними преступлений», в целях ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних совместно с сотрудникам ОПДН ОМВД России по Приволжскому району проведено 128 рейдовых мероприятий, 115 бесед с несовершеннолетними по анализируемой теме.
В практику работы образовательных учреждений Приволжского района внедрены программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, на основе которых образовательные учреждения выстраивают работу по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
По выявлению и учету несовершеннолетних, совершающих преступления, правонарушения, иные антиобщественные действия, а также склонных к суицидальному поведению, в образовательных учреждениях Приволжского района проводятся следующие мероприятия: классные руководители отслеживают посещаемость обучающимися школы; направляется информация о количестве несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия в управление образования на 1 число каждого месяца; путем наблюдения, тестирования, анкетирования устанавливается позиция ученика в классном коллективе, характер взаимоотношений с ним, уровень тревожности в классе, обеспечивается внедрение обучающегося во внеурочную, общественно-полезную деятельность; на всех учащихся, состоящих на учете в ОПДН ОМВД России по Приволжскому району, КДН и ЗП администрации МО «Приволжский район», внутришкольном профилактическом учете, заведены учетные дела, разрабатываются индивидуально-профилактические планы, проводится психологическая диагностика, обследование жилищно-бытовых условий.
Во всех общеобразовательных учреждениях района имеются положения о посещении учебных занятий учащимися, утверждены программы по профилактике экстремизма, терроризма, воспитания и социализации обучающихся.
В рамках проведения работы по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних во всех образовательных учреждениях Приволжского района действует Совет по профилактике правонарушений, членом которого являются в том числе и инспектор ПДН ОМВД России по Приволжскому району. Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних планирует и организует индивидуально-профилактическую работу с обучающимися «группы риска», состоящими на профилактическом учете в школе, ОПДН ОМВД России по Приволжскому району, КДН и ЗП, осуществляет профилактическую работу с неблагополучными семьями, заслушивает классных руководителей о состоянии работы по укреплению дисциплины и профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Основной задачей Советов профилактики является предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, оказание своевременной и квалифицированной помощи несовершеннолетним и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
В ходе настоящей проверки установлено, что в нарушение п. 21 Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.06.2017 № 602, МБОУ «Яксатоская СОШ» журнал регистрации несчастных случаев с обучающимися не ведется.
Всего в 2017 году на профилактическом учете в образовательных организациях состояло 82 человека, в 2018 году — 68 человек, на 25.02.2019 — 59 человек.
Фактов несвоевременной постановки на учет несовершеннолетних не выявлено.
В ходе проверки, проведенной в МБОУ «Бирюковская СОШ», установлено, что в ноябре 2018 года на внутришкольный профилактический учет поставлена Лобыкина Е.В. в связи с нахождением последней в отсутствие законных представителей в ночное время на улице.
По результатам беседы с классным руководителем и проверки документов установлено, что Лобыкина Е.В. характеризуется с положительной стороны, имеет хорошую успеваемость, нарушений дисциплины не допускает, активно участвует в жизни школы, посещает внутришкольные кружки и секции, на учете в КДН и ЗП администрации МО «Приволжский район» и ОПДН ОМВД России по Приволжскому району не состоит.
Вместе с тем, должностными лицами МБОУ «Бирюковская СОШ» в нарушение ст. 7 Федерального Закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» вопрос о снятии ее с внутришкольного учета не рассматривался.
Администрации школ о выявленных случаях совершения учащимися преступлений, правонарушений, антиобщественных действий, насилия, получения травм, а также о лицах, вовлекающих их в подобную деятельность, своевременно информируют органы внутренних дел и иные органы системы профилактики.
С целью выявления фактов сокрытия образовательными организациями насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних проведена сверка с ГБУЗ АО «Приволжская РБ», по результатам которой установлено, что образовательные организации своевременно информируют учреждение здравоохранения о несчастных случаях и совершенных насильственных преступлениях в отношении несовершеннолетних.
В целях организации досуга обучающихся в образовательных организациях организована внеурочная деятельность по следующим направлениям: общеинтеллектуальное, проектная деятельность, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, духовно-нравственное направление.
Все несовершеннолетние, находящиеся на различных видах учета, принимают участие в организованных школами секциях и кружках. Вся внеурочная деятельность доступна всем учащимся бесплатно.
Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения, в т.ч. суицидальной направленности, в развитии или поведении либо проблемы в обучении, в образовательных учреждениях Приволжского района осуществляется посредством постановки их на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении; проведения систематической психолого-педагогической диагностики этих детей; разработки индивидуальных планов коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития; привлечения необходимых специалистов для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи; осуществления постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением учащихся этой категории, посещения учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирования ситуации в пользу ученика.
Согласно планам учебно-воспитательной работы в течение учебного года оказывается социально-психологическая и педагогическая помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении и проблемы в обучении.
Вместе с тем, проверкой индивидуально-профилактических планов установлено, что они по своему содержанию одинаковые, запланированные мероприятия не персонифицированы, поскольку не учитываются причины по которым обучающийся поставлен на учет и специфика детей «группы риска», что свидетельствует о формальности составленных планов.
Проверкой учетных карточек обучающихся установлено, что отметки о выполнении запланированных мероприятий отсутствуют, анализ диагностики психологического состояния ребенка, а также обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетних не осуществляются.
Так, по результатам профилактической беседы, проведенной с учащимся 5 «А» класса МБОУ «Началовская СОШ» Мозохиным В.А. и его классным руководителем, установлено, что ребенок систематически без уважительных причин пропускает занятия, имеет неудовлетворительные оценки, агрессивен в общении с другими детьми. Вместе с тем, в нарушение ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» педагог-психолог МБОУ «Началовская СОШ» психологическую диагностику и профилактические беседы с несовершеннолетним не проводил.
В ходе настоящей проверки установлено, что МБОУ «Яксатовская СОШ» ненадлежащим образом осуществляется взаимодействие с органами профилактики Приволжского района. Так, общеобразовательным учреждением план профилактических мероприятий с ОПДН ОМВД России по Приволжскому району на 2019 год не утвержден.
Социально-психологическая и педагогическая помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении, в том числе суицидальной направленности, оказывается школьными психологами и социальными педагогами.
Вместе с тем, в ходе настоящей проверки установлено, что в МБОУ «Пойменская СОШ» в нарушение ст. 14 Федерального Закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» отсутствует психолог, в связи с чем психологическая помощь обучающимся осуществляется силами педагогов образовательного учреждения.
В ходе проверки личных дел психологов и социальных педагогов образовательных учреждений выявлены нарушения ст.ст. 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Так, МБОУ «Началовская СОШ» 01.02.2018 принят на работу в качестве педагога-психолога Афанасьев Д.С. в отсутствие ведений о наличии/отсутствии судимости.
Хасанова Е.А. принята на работу в качестве педагога-психолога в МБОУ «Приволжская СОШ № 2» 01.09.2014, однако, имеющаяся в личном деле справка об отсутствии судимости № 3/4776 датирована 07.11.2014, то есть после приема на работу сотрудника.
Аналогичные нарушения выявлены в МБОУ «Яксатовская СОШ», МБОУ «Кирпичнозаводская СОШ», МБОУ «Карагалинская СОШ», ИБОУ «Трехпротокская СОШ».
По выявленным нарушениям в адрес 8 общеобразовательных учреждений 25.02.2019 внесены представления, по результатам рассмотрения которых нарушения устранены, а именно: скорректированы индивидуально-профилактические планы по работе с обучающимися, состоящими на профилактических учетах, педагогом-психологом МБОУ «Началовская СОШ» Афанасьевым Д.С. получены справка об отсутствии судимости, с внутришкольного учета МБОУ «Бирюковская СОШ» решением Совета профилактики снята Лобыкина Е.В., МБОУ «Яксатовская СОШ» заведен Журнал регистрации несчастных случаев с обучающимися.
Прокуратурой района проведена проверка осуществления деятельности ОПДН ОМВД России по Приволжскому району.
По итогам 2018 года на учет в ОПДН района было поставлено 46 несовершеннолетних, из которых 7 – за совершение преступлений, 5 – имеющие судимость. Остальные 34 подростка выявлены и поставлены на учет на ранних этапах (за совершение антиобщественных действий, административных правонарушений).
За 3 месяца 2019 года на учет в ОПДН поставлено 12 (за 3 месяца 2018 – 8) несовершеннолетних, из них за совершение преступлений – 0 (за 3 месяца 2018 года — 5).
Кроме того, ОПДН района ведется работа по выявлению и постановке на учет неблагополучных родителей. За 2018 год поставлено на учет 33 (за 2017 год — 29) законных представителей, за 3 месяца 2019 года – 7 (за 3 месяца 2018 года — 6).
Фактов необоснованной либо несвоевременной постановки несовершеннолетних на профилактический учет в ОПДН района не установлено.
Вместе с тем, в ходе настоящей проверки деятельности ОПДН ОМВД России по Приволжкому району выявлены существенные нарушения требований Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», приказа МВД Российской Федерации от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних де Российской Федерации» (далее – приказ МВД России № 845) и административного законодательства.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 28.8 КоАП РФ, протоколы об административном правонарушении направлялись ОМВД России по Приволжскому району на рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних администрации МО «Приволжский район» с нарушением установленного срока. Выборочной проверкой административных материалов установлено, что в ряде случаев материалы проверки поступали в комиссию по делам несовершеннолетних администрации МО «Приволжский район» спустя 10 календарных дней после составления протокола.
Так, проверкой административного материала в отношении Морозовой Л.И. установлено, что 31.01.2019 инспектором ОПДН ОМВД России по Приволжскому району в отношении последней составлен протокол по ст. 5.35 КоАП РФ. Вместе с тем, в нарушение ст. 28.8 КоАП РФ протокол об административной правонарушении направлен в комиссию по делам несовершеннолетних администрации МО «Приволжский район» с нарушением установленного срока лишь 06.02.2019.
Аналогичные нарушения допущены при проверке 23 административных материалов.
Проверкой учетно – профилактических карточек и дел несовершеннолетних установлено, что в каждом случае сотрудниками ОПДН района выполняется обязанность, предусмотренная п. 53.5 приказа МВД России № 845, об информировании субъектов профилактики о несовершеннолетних, поставленных на профилактический учет и нуждающихся в помощи и поддержке государства.
Вместе с тем, в нарушение п. 53 приказа МВД России № 845 при постановке несовершеннолетних на учет с ними и их законными представителями беседа о недопустимости совершения правонарушений не проводится, не разъясняется предусмотренная законом ответственность за преступления и административные правонарушения.
Вопреки требованиям п.п. 71.1, 74.6 приказа МВД России № 845 должностные лица ОПДН ОМВД России по Приволжскому району несовершеннолетним и их законным представителям, в отношении которых проводится профилактическая работа, предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения не объявляются, что способствует совершению ими новых правонарушений.
Так, проверкой учетно-профилактической карточки в отношении Гезаловой Л.В., поставленной на профилактический учет 16.10.2018 в связи с привлечением последней к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ, установлено, что Гезалова Л.В. в период с 16.10.2018 по 12.04.2019 6 раз привлекалась к административной ответственности за ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей. Вместе с тем, в нарушение п. 74.6 приказа МВД России № 845 должностными лицами ОПДН ОМВД России по Приволжскому району Гезаловой Л.В. предостережения не объявлялись.
Аналогичные нарушения допущены при проверке 10 учетно-профилактических карточек.
В ходе проверки также выявлены факты нарушения ст. 23 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и п. 59 приказа МВД России № 845 в части самоустранения от профилактической работы с несовершеннолетними и родителями, состоящими на профилактическом учёте, закрепленными сотрудниками уголовного розыска и участковыми уполномоченными полиции.
Так, проверкой учетно-профилактических карточек Леонтьева В.Е., Сурикова И.А., Аксенова Д.В., Муратова Р.А., Марьенко Д.Б., Калмыкова В.В., Капустина А.П., Уразалиева Э.Р., Ильясова Н.Х., Иванова Н.В., Гезалова Д.О., Гезалова Л.В., Сапрыкина О.В. установлено, что профилактическая работа со стороны участкового уполномоченного и закрепленного по территориальности оперативного сотрудника уголовного розыска, в период с октября 2018 года по апрель 2019 года не осуществлялась.
Проверкой учетно-наблюдательного дела группы несовершеннолетних антиобщественной направленности Одногулова Р.Р., Белова Д.О., Муратова Р.А., Муратова Р.А., поставленных на учет 18.08.2017 в связи с совершением ими преступления, предусмотренного ст. 167 УК РФ, в нарушение требований п. 8 Приложения № 3 приказа МВД России № 845 инспектором ОПДН ОМВД России по Приволжскому району круг общения подростков не установлен, схемы связей с указанием сведений о лицах, с которыми общаются несовершеннолетние, и характер их влияния к УНД не приобщены.
Аналогичные нарушения допущены при ведении 3 учетно-профилактических дел групп антиобщественной направленности и 11 учетно-профилактических карточек несовершеннолетних.
Кроме того, сотрудниками ОПДН ОМВД России по Приволжскому району не обеспечено надлежащее ведение Журнала регистрации несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних.
Так, в нарушение требований примечания Приложения № 20 приказа МВД России № 845 в Журнале регистрации несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, ненадлежащим образом указывается основание постановки несовершеннолетнего на профилактический учет, а именно не прописано какое именно административное правонарушение либо преступление совершил несовершеннолетний, не указываются сведения о родителях и законных представителях несовершеннолетних.
В ходе настоящей проверки установлено, что за период 2018-3 месяца 2019 года ОМВД России по Приволжскому району рассмотрено 35 дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних по ст.ст. 6.24, 14.16, 20.20, 20.21 КоАП РФ, вместе с тем в нарушение ст. 29.13 КоАП РФ представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, не вносились.
Кроме того, в нарушение требований ст. 29.13 КоАП РФ ни по одному из 12 административных дел, рассмотренных в анализируемый период, по ст.ст. 20.20, 20.21 КоАП РФ не выяснялось, где приобретены спиртные напитки, соблюдены ли правила реализации алкогольной продукции, что в свою очередь способствует совершению указанного административного правонарушения несовершеннолетними.
По выявленным нарушениям прокуратурой района 12.04.2019 в адрес начальника ОМВД России по Приволжскому району внесено представление, которое находится на рассмотрении.
Проверкой проведенной в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО «Приволжский район» в феврале 2019 года выявлены нарушения требований Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и административного законодательства.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 28.8 КоАП РФ, протоколы об административном правонарушении направлены ОМВД России по Приволжскому району на рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних администрации МО «Приволжский район» с нарушением десятидневного срока.
Так, проверкой административного материала в отношении Морозовой Л.И. установлено, что 31.01.2019 инспектором ОПДН ОМВД России по Приволжскому району в отношении последней составлен протокол по ст. 5.35 КоАП РФ. Вместе с тем, в нарушение ст. 28.8 КоАП РФ протокол об административной правонарушении направлен в комиссию по делам несовершеннолетних администрации МО «Приволжский район» с нарушением установленного срока лишь 06.02.2019.
Аналогичные нарушения допущены при проверке 23 административных материалов.
Вместе с тем, несмотря на наличие в комиссии по делам несовершеннолетних администрации МО «Приволжский район» информации о том, что ОМВД России по Приволжскому району систематически допускаются нарушения сроков направления материалов для рассмотрения, в нарушение ст. 11 Федерального Закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» меры, направленные на устранение нарушений федерального законодательства, комиссией не принимались, вопрос о внесении представления в адрес начальника ОМВД России по Приволжскому району не рассматривался, в связи с чем виновные должностные лица к дисциплинарной ответственности не привлекались.
Выявлены факты нарушения комиссией по делам несовершеннолетних администрации МО «Приволжский район» сроков исполнения постановлений о наложении административных штрафов.
Так, установлено, что всего за 2017-2018 г.г. КДН и ЗП привлечено к административной ответственности с наложением административного штрафа 680 лиц на сумму 544 900 рублей.
По состоянию на 25.02.2019 большая часть постановлений не исполнена, уплачено штрафов на сумму 273 300 рублей. Вместе с этим, КДН и ЗП в нарушение п. 12 ч. 5 ст. 28.3. КоАП РФ мер к составлению протоколов по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ не приняты.
Кроме того, установлено, что КДН и ЗП не в полном объеме используют полномочия, установленные ст. 11 Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Так, проверкой административного материала в отношении Степановой О.В. установлено, что последняя ненадлежащим образом исполняет свои родительские обязанности, а именно: не осуществляет контроль за жизнью несовершеннолетней дочери Степановой В.М., не интересуется ее обучением, не посещает родительские собрания. В соответствии с материалами проверки Степанова О.В. характеризуется с отрицательной стороны, систематически употребляет спиртные напитки, неоднократно привлекалась к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.
Вместе с тем, КДН и ЗП по результатам рассмотрения административного материала оценка органам профилактики не давалась, вопрос о внесении представления не рассматривался.
Аналогичные нарушения допущены КДН и ЗП при рассмотрении 21-го административного материала.
Кроме того, установлено, что КДН и ЗП не осуществляется контроль за исполнением органами профилактики требований постановлений, вынесенных в рамках рассмотрения административного материала.
Так, установлено, что по результатам рассмотрения административного материала в отношении Коровиной Т.А. ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» поручено разработать план индивидуальной профилактической работы с семьей Коровиной Т.А., который вместе с отчетом о его выполнении направить в КДН и ЗП не позднее 14.08.2018.
Проведенной проверкой установлено, что до настоящего времени план индивидуальной профилактической работы и отчет о его выполнении в КДН и ЗП не поступил. Вместе с тем, КДН и ЗП вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности перед руководителем ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» не поставлен.
Аналогичные нарушения допущены при проверке 7-ми административных материалов.
Установлено, что при росте в 2018 году совершенных несовершеннолетними попыток суицида, КДН и ЗП межведомственные совещания по данному вопросу не проводились, причины совершения суицидальных попыток не выявлялись и не анализировались. Кроме того, в план работы КДН и ЗП на 2019 год мероприятия, направленные на профилактику суицидального поведения несовершеннолетних, не включены.
Таким образом, указанные нарушения свидетельствуют о том, что КДН и ЗП не принимаются должные меры по защите прав несовершеннолетних. Основная ее деятельность сводится лишь к рассмотрению административных материалов.
По выявленным нарушениям прокуратурой района в адрес главы администрации МО «Приволжский район» 25.02.2019 внесено представление, по результатам рассмотрения которого приняты меры к устранению нарушений, а именно: в план работы КДН и ЗП на 2019 год включены мероприятия, направленные на профилактику суицидального поведения несовершеннолетних, приняты меры к своевременному исполнению постановлений о наложении административных штрафов, даны поручения органам профилактики по работе с семьей Степановой В.М., из ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» истребован план индивидуальной профилактической работы с семьей Коровиной Т.А., ответственный секретарь КДН и ЗП привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Прокуратурой района проведена проверка деятельности ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района», по результатам которой выявлены нарушения требований Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Вопреки требованиям ст. 12 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ индивидуальные программы социальной реабилитации и адаптации в отношении родителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних, разработанные сектором по работе с семьей ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» на основании поступившей информации, в том числе постановлений КДН и ЗП, носят формальный характер, по своему содержанию не индивидуализированы под проблемы и характеристики отдельной семьи, состоящей на учете. Кроме того, в данных программах не задействованы все органы системы профилактики, работа которых необходима для реабилитации и адаптации родителей. Отметки об исполнении профилактических мероприятий отсутствуют.
Проверкой дневников индивидуальной профилактической работы с семьями установлено, что они носят формальный характер, указанные в них мероприятия не совпадают с планом профилактической работы с семьей, по своему содержанию одинаковые, что свидетельствует о том, что фактически работа с семьями не проводится.
Ненадлежащим образом осуществляются полномочия по взаимодействию с другими органами системы профилактики.
Так, в нарушение требований п. 2.6.5 распоряжения Министерства социального развития и труда Астраханской области от 30.01.2015 № 78/1 информация об отказе Яхъяева Р.М. от заключения соглашения о социальном сопровождении в КДН и ЗП не направлялась.
Вопреки требованиям п. 2.5 распоряжения Министерства социального развития и труда Астраханской области от 30.01.2015 № 78/1 информация о семьях, нуждающихся в социальном сопровождении, в установленном законом порядке не регистрировалась. Журнал первичного учета семей, нуждающихся в социальном сопровождении, Журнал учета семей, нуждающихся в поддержке, Журнал учета семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Журнал учета семей, находящихся в социально опасном положении с января 2018 года не ведутся.
В установленный п. 2.5 распоряжения Министерства социального развития и труда Астраханской области от 30.01.2015 № 78/1 срок семьям Карауловой Е.И., Леонтьеву А.Г., Пальгуевой Н.А., Бердовщикову М.А, Морозовой Л.И., Ермолаевой Д.С., Абакумову А.С., Хилай О.А., Ходукиной О.А., находящимся на социальном сопровождении, приказом директора ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» кураторы не назначены.
Проверкой личного дела семьи Морозовой Л.И., Пальгуевой Н.А., Леонтьева А.Г., установлено, что в нарушение ст. 12 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ, п. 2.5, 2.6 распоряжения Министерства социального развития и труда Астраханской области от 30.01.2015 № 78/1 планы индивидуальной профилактической работы с семьей не утверждены, в связи с чем профилактическая работа с ними не проводилась, причины, способствующие совершению указанными лицами антиобщественных действий, не устанавливались.
По выявленным нарушениям прокуратурой района 12.04.2019 в адрес директора ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» внесено представление, которое находится на рассмотрении.
В связи с совершением в отношении несовершеннолетнего преступления, прокуратурой района проведена проверка соблюдения ОПДН ОМВД России по Приволжскому району и ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» требований законодательства о профилактике правонарушений несовершеннолетних при проведении профилактической работы с Дунаевым Н.М. и членами его семьи.
Так, 13.04.2019 Приволжским МСО СУ СК РФ по Астраханской области в отношении Урзова В.М. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. б ч. 4 ст. 132 УК РФ, по факту совершения иных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетнего Дунаева Н.М.
Установлено, что Дунаев Н.М., 19.01.2006 года рождения, обучается в 5 классе ГКОУ АО «Школа интернат № 1» для детей с ограниченными возможностями, с 09.02.2018 состоит на учете в КДН и ЗП администрации МО «Приволжский район», ОПДН ОМВД России по Приволжскому району в связи с употреблением токсических веществ.
Семья Дунаева Н.М. характеризуется с отрицательной стороны, с 21.01.2016 состоит на учете в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» как семья, находящаяся в социально-опасном положении, Дунаева Т.А., являющаяся законным представителем Дунаева Н.М., в связи с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей с 18.12.2015 состоит на учете в ОПДН ОМВД России по Приволжскому району.
Так, проверкой учетно-профилактической карточки Дунаева Н.М. установлено, что в нарушение вышеуказанного законодательства индивидуально- ОПДН ОМВД России по Приволжскому району профилактический план по работе с несовершеннолетним не утвержден, работа по привлечению иных лиц к профилактическим мероприятиям, способным оказать положительное влияние на несовершеннолетнего, не организована, круг общения подростка не установлен, схемы связей с указанием сведений о лицах, с которыми общается несовершеннолетний и характер их влияния на него не составлены, обследование семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего в 2019 году не проводилось.
Кроме того, закреплённые за несовершеннолетним сотрудник уголовного розыска и участковый уполномоченный полиции профилактическую работу с несовершеннолетним Дунаевым Н.М. должным образом не организовали, ежеквартальные отчеты о результатах проведения профилактической работы не составляются. Так, последняя профилактическая беседа с несовершеннолетним проведена в ноябре 2018 года.
Аналогичные нарушения выявлены при проверке учетно-профилактической карточки Дунаевой Т.А.
Несмотря на то, что Дунаев Н.М., Дунаева Т.А. неоднократно привлекались к административной ответственности должностные лица ОПДН ОМВД России по Приволжскому району вопреки требованиям п.п. 71.1, 74.6 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, регламентирующая порядок деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15.10.2013 № 845, предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения указанным лицам не объявлялись, что в свою очередь создает предпосылки для совершения ими новых правонарушений.
Нарушения законодательства о профилактике правонарушений несовершеннолетних выявлены и при проверке учетного дела семьи несовершеннолетнего Дунаева Н.М.
Так, в нарушение вышеуказанного законодательства утвержденные ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» планы индивидуальной программы профилактической работы с семьёй Дунаева Н.М. носят формальный характер, отметки об исполнении профилактических мероприятий отсутствуют. Кроме того, в программе не задействованы все органы системы профилактики, работа которых необходима для реабилитации и адаптации несовершеннолетнего Дунаева Н.М. и членов его семьи, работа по привлечению иных лиц к профилактическим мероприятиям, способным оказать положительное влияние на несовершеннолетнего не организована.
Проверкой дневника индивидуально-профилактической работы с семьей Дунаева Н.М. установлено, что профилактическая работа сотрудника ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» сводится лишь к проведению профилактических бесед и плановому посещению. Кроме того, в дневнике не указаны темы по которым с подучётными проводятся беседы, справки об их проведении не составляются, что свидетельствует о том, что фактически работа с семьей не проводится. Кроме того, мероприятия, указанные в дневнике, не совпадают с утвержденным планом профилактической работы с семьей.
Обследование семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего в 2019 году сотрудниками ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» не проводилось.
Кроме того, проверкой установлено, что Дунаева Т.А., являющаяся законным представителем Дунаева Н.М., в период с 2016 — истекший период 2019 г.г. неоднократно привлекалась к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Вместе с тем, в нарушение ч. 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» вопрос о применении к последней ответственности в виде лишения либо ограничения родительских прав в 2018 – истекший период 2019 г.г. не рассматривался.
Таким образом, допущение должностными лицами ОМВД России по Приволжскому району вышеуказанных нарушений законодательства о профилактике правонарушений несовершеннолетних способствовало совершению Дунаевым Н.М. в ноябре 2018 года общественно-опасного деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 158 УК РФ, а также совершению в отношении последнего преступления.
В целях устранения выявленных нарушений 25.04.2019 в адрес начальника ОМВД России по Приволжскому району, директора ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» внесены представления, которые находятся на рассмотрении.
Помощник прокурора

юрист 3 класса В.Д. Лисицкая